Жерар Депардье (Gerard Depardieu)
Жерар Депардье (
Gerard Xavier Marcel Depardieu) родился 27 декабря 1948 в городе Шатору (департамент Эндр, Франция), в семье кровельщика, где кроме него было еще пятеро детей. Семья была бедной и неблагополучной, мальчик бросил школу, вращался в криминальной среде, перебивался случайными заработками. Обладавший крупным телосложением,
Депардье выглядел старше своего возраста, соответственно и друзей он подбирал себе постарше. От безделья они сначала просто хулиганили, участвовали в драках, покуривали травку, а затем занялись воровством и угоном автомобилей. В Шатору тогда располагалась натовская военная база. И местные парни не раз участвовали в потасовках с американскими солдатами. После одной из них
Жерар Депардье попал в коматозном состоянии в клинику. К счастью, все обошлось. Вот тогда Жерар осознал, что нужно что-то менять в своей жизни, иначе все может окончиться весьма печально.
Ничего не сказав ни семье, ни друзьям, Жерар уехал на юг – в Канны, где устроился работать на пляж. Здесь он наблюдал за съехавшимися на престижный каннский фестиваль актерами. Возвратившись в Шатору,
Жерар Депардье встретил на вокзале знакомого, который предложил ему поехать в Париж и попробовать себя в качестве актера.
В 1965 он приехал в Париж и поступил в театральную школу Ш. Дюлена при Национальном народном театре. Там он встречает свою первую любовь - сокурсницу Элизабет Гуинот, которая была на 6 лет старше его (спустя несколько лет, в 1970 году они поженятся).
Потом Жерар закончивает Школу драматического искусства Ж.- Л. Коше и вместе со своими однокашниками Миу-Миу и Патриком Деваэром поступает в труппу маленького любительского театра «Кафе де ля Гар» («Cafe de la Gare»).
В кино
Жерар Депардье начал эпизодически сниматься с середины 60-х. Его первые роли вполне соответствовали сложившемуся имиджу: битник в короткометражке Роджер Ленардта
«Битник и барышня» («Beatnik et le minet»), безымянный хиппи в фильме Агнес Варды
«Nausicaa».
Жерар Депардье пришел в кино вовремя. Это были годы, когда рафинированные красавцы всем надоели, и для французского кино нужна была новая струя, способная привлечь молодежную аудиторию. Типаж актера, его характерная внешность, темперамент пришлись, как нельзя, кстати. Режиссеры тут же окрестили
Депардье новым Жаном Габеном.
В начале 70-х
Депардье снялся в мелодраме Жака Дере
«Немного солнца в холодной воде» (Пьер, брат Натали) по популярному роману Франсуазы Саган, в криминальной драме Хозе Джованни
«Скумон: Приносящий беду», в драме режиссера-авангардистки Маргерит Дюрас
«Натали Гранжье» (продавец) и нескольких других картинах.
Настоящую славу молодому актеру принесла роль Жан-Клода в хулиганско-провокационной ленте режиссера Бертрана Блие
«Вальсирующие», вышедшей на экраны в 1973 году. Фильм повествовал о похождениях обаятельных молодых шалопаев и хулиганов в поисках женщин, денег, автомобилей и удовольствий. Вместе с
Жераром Депардье у Блие снялись его друзья по театральной школе Миу-Миу и Патрик Деваэр. Собственно говоря, в фильме
Депардье и Деваэр играли самих себя, какими они были всего несколько лет назад. Их герои, беспринципные и бесшабашные парни, приставали к женщинам, грабили прохожих, творя свои бесчинства легко и непринужденно.
Фильм не оставил никого равнодушным. Его ругали, им восторгались, а для молодежи
«Вальсирующие» стали своеобразным манифестом. Естественно, что после такой картины
Депардье буквально проснулся знаменитым…
К середине 70-х начал складываться экранный образ
Жерара Депардье – молодого, угловатого, обаятельного, но опасного хулигана. Именно в такой манере он предстал перед зрителями в роли боксера Жана в фильме Клода Соте
«Венсан, Франсуа, Поль и другие». Таким же был Олмо Далко – крестьянский вожак в картине Бертолуччи
«XX век» (вместе с
Депардье в этой картине снялся знаменитый
Роберт де Ниро).
Очень скоро талант актера стали признавать и на различных кинофестивалях. Первый большой успех – престижную кинематографическую премию Сезар -
Депардье принесла роль Бернарда Гранде в мелодраме Франсуа Трюффо
«Последнее метро».
В начале 80-х режиссеры «разглядели» комедийный талант
Жерара Депардье. В комедии Клода Зиди
«Инспектор-разиня» он сыграл преступника Роджера Морзини, легко обманывающего растяпу-полицейского. Не менее интересной работой стала главная роль в экранизации знаменитой пьесы французского комедиографа Мольера
«Тартюф», поставленной в 1984 году самим
Депардье.
Но настоящий успех актеру в комедийном амплуа принесли совместные работы с неподражаемым
Пьером Ришаром. Впервые они вместе появились в комедии Франсиса Вебера
«Невезучие».
Депардье сыграл там грубоватого и неотесанного частного детектива, а
Ришар - непредсказуемого бухгалтера-недотепу. В результате получился феноменальный дуэт, обеспечивший фильму грандиозный успех. Вслед за
«Невезучими» последовали картины все того же Вебера -
«Папаши» и
«Беглецы», завершившие формирование образа
Депардье. Он оказался по-настоящему универсальным актером, способным к героическим, интеллектуальным, трагическим и комическим образам. Ничто, при этом, не мешало ему смешивать все амплуа в одном.
К середине 80-х
Жерар Депардье уже по праву считался звездой не только французского, но и мирового кинематографа. Особо стоит отметить сотрудничество Депардье с режиссером Блие. Вместе они создали несколько замечательных картин, среди которых вызвавшая скандал на Каннском кинофестивале драма
«Вечерний туалет» (1986). В этой картине
Депардье сыграл нахального гомосексуалиста Боба, вторгшегося в жизнь тихой семейной пары. Экзотическая жизнь втроем в конце концов привела героев фильма на панель.
Совершенно иным
Депардье предстает в другой картине Блие - драме
«Слишком красивая для тебя» (Trop belle pour toi). Его герой Бернард, человек состоятельный, неожиданно для всех предпочитает своей аристократичной и божественно прекрасной жене безобразную, невоспитанную, немолодую и безвкусно одетую секретаршу.
Вторая половина 80-х отмечена и другими интересными работами актера. Так за роль комиссара полиции Мангина в фильме Мориса Пиала
«Полиция» (1986)
Депардье был удостоен приза Венецианского кинофестиваля. А в 1989 году в фильме Клода Зиди
«Двое» он сыграл композитора Марка Ламберта, неисправимого бабника, вынужденного ради любви пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Начало 90-х ознаменовалось для
Жерара Депардье очередным большим успехом. Речь идет о фильме Жан-Поля Раппно
«Сирано де Бержерак», где
Депардье сыграл главную роль. Стоит отметить, что критики весьма скептически отнеслись к выбору режиссера. Им казалось, что
Депардье совершенно не подходит к этой роли. Но актер, в очередной раз доказал, что ему подвластны самые разные характеры.
«Сирано де Бержерак» продемонстрировал еще одну особенность актера. Случайно или нет, но большинство его героев-современников - простоватые, грубоватые, люди. Но стоит
Депардье окунуться в историю, как фильм получается глубоко интеллектуальным. Так случилось и с «Сирано», где проблема героя, поэта и солдата заключается совсем не в мешающем любви уродстве, а в его выдающемся интеллекте. Картина получила массу премий, в том числе Оскара за лучшие костюмы, Золотую пальмовую ветвь в Каннах, Золотой глобус, несколько Сезаров.
Депардье же был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Канном кинофестивале.
«Сирано де Бержерак» имел грандиозный международный успех, и именно после этой картины
Депардье все чаще стали приглашать сниматься в Голливуд. Типаж
Депардье отлично подошел для американского кинематографа, а его широкий актерский диапазон позволил сниматься как у режиссеров-комедиографов, так и у режиссеров-интеллектуалов.
Свой комедийный талант
Депардье с блеском проявил в лирической комедии Питера Уира
«Вид на жительство» («Green Card»), где вместе с ним снялась
Энди Макдауэл. За роль Джорджа в этой картине
Депардье был удостоен Премии «Золотой глобус», как лучшему актеру.
Не менее громкие удачи у
Депардье в эти годы и в европейском кинематографе. В доброй семейной мелодраме французского режиссера Жерара Лаузьера
«Мой папа – герой» (1991) он очень тонко сыграл Андре – мужчину, приехавшего на курорт со своей дочерью и вынужденного по ее просьбе скрывать свое отцовство. Да, воспитание дочери – нелегкая штука, и герой
Депардье постоянно попадает в нелепые ситуации… Три года спустя
Депардье вновь сыграл ту же роль уже в американском варианте этого фильма.
В фейерической комедии Жана-Мари Пуарэ
«Между ангелом и бесом» Депардье вместе с Кристианом Клавье создали бесподобно-смешной дуэт, заставляющий зрителей смеяться буквально до слез. А в экранизации всемирно известного романа Александра Дюма
«Граф Монте-Кристо» Депардье предстал в образе главного героя, явившегося практически с того света, чтобы отомстить своим врагам. Стоит также упомянуть блистательную работу актера в экранизированном комиксе Клода Зиди
«Астерикс и Обеликс против Цезаря» (Обеликс), вызвавшем на Западе большой ажиотаж.
За свои достижения в мировом кинематографе
Жерар Депардье в 1997 году был удостоен престижнейшего кинематографического приза – «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
Жерар Депардье попробовал себя и на режиссерском поприще. В 1984 году он поставил свою первую картину
«Тартюф», экранизировав знаменитую пьесу французского драматурга Мольера. Главную роль в картине
Депардье сыграл сам.
Вновь к режиссуре
Депардье вернулся спустя 15 лет, сняв в 1999 году драму
«Мост между двумя берегами» (здесь он выступил и в качестве продюсера), а в 2006 году вышла его третья картина –
«Париж, я люблю тебя». Кроме того,
Депардье продюсировал фильмы:
«Она прекрасна» (1997),
«Чти отца своего» (2002), сериал
«Наполеон» (2002) и др.
Последняя крупная драматическая роль актера - в фильме
«Натали» (2003) режиссера Энн Фонтен, где его партнершами стали Фанни Ардан и Эмманюэль Беар.
В 2008 году на экраны выйдут сразу несколько картин с участием
Жерара Депардье: очередные похождения Астерикса и Обеликса
«Астерикс на Олимпийских играх», биографическая лента режиссера Бориса Дамаста
«Антонио Вивальди», фантастический триллер Матье Кассовица
«Вавилон нашей эры», комедия Фабьена Онтеньенте
«Диско», а также комедийная мелодрама российского режиссера Александра Черняева
«Все могут короли».