Жерар Депардье (Gerard Depardieu)
Жерар Депардье (Gerard Xavier Marcel Depardieu) родился 27 декабря 1948 в городе Шатору (департамент Эндр, Франция), в семье кровельщика, где кроме него было еще пятеро детей. Семья была бедной и неблагополучной, мальчик бросил школу, вращался в криминальной среде, перебивался случайными заработками. Обладавший крупным телосложением, Депардье выглядел старше своего возраста, соответственно и друзей он подбирал себе постарше. От безделья они сначала просто хулиганили, участвовали в драках, покуривали травку, а затем занялись воровством и угоном автомобилей. В Шатору тогда располагалась натовская военная база. И местные парни не раз участвовали в потасовках с американскими солдатами. После одной из них Жерар Депардье попал в коматозном состоянии в клинику. К счастью, все обошлось. Вот тогда Жерар осознал, что нужно что-то менять в своей жизни, иначе все может окончиться весьма печально.
Ничего не сказав ни семье, ни друзьям, Жерар уехал на юг – в Канны, где устроился работать на пляж. Здесь он наблюдал за съехавшимися на престижный каннский фестиваль актерами. Возвратившись в Шатору, Жерар Депардье встретил на вокзале знакомого, который предложил ему поехать в Париж и попробовать себя в качестве актера.
В 1965 он приехал в Париж и поступил в театральную школу Ш. Дюлена при Национальном народном театре. Там он встречает свою первую любовь - сокурсницу Элизабет Гуинот, которая была на 6 лет старше его (спустя несколько лет, в 1970 году они поженятся).
Потом Жерар закончивает Школу драматического искусства Ж.- Л. Коше и вместе со своими однокашниками Миу-Миу и Патриком Деваэром поступает в труппу маленького любительского театра «Кафе де ля Гар» («Cafe de la Gare»).
В кино Жерар Депардье начал эпизодически сниматься с середины 60-х. Его первые роли вполне соответствовали сложившемуся имиджу: битник в короткометражке Роджер Ленардта «Битник и барышня» («Beatnik et le minet»), безымянный хиппи в фильме Агнес Варды «Nausicaa».
Жерар Депардье пришел в кино вовремя. Это были годы, когда рафинированные красавцы всем надоели, и для французского кино нужна была новая струя, способная привлечь молодежную аудиторию. Типаж актера, его характерная внешность, темперамент пришлись, как нельзя, кстати. Режиссеры тут же окрестили Депардье новым Жаном Габеном.
В начале 70-х Депардье снялся в мелодраме Жака Дере «Немного солнца в холодной воде» (Пьер, брат Натали) по популярному роману Франсуазы Саган, в криминальной драме Хозе Джованни «Скумон: Приносящий беду», в драме режиссера-авангардистки Маргерит Дюрас «Натали Гранжье» (продавец) и нескольких других картинах.
Настоящую славу молодому актеру принесла роль Жан-Клода в хулиганско-провокационной ленте режиссера Бертрана Блие «Вальсирующие», вышедшей на экраны в 1973 году. Фильм повествовал о похождениях обаятельных молодых шалопаев и хулиганов в поисках женщин, денег, автомобилей и удовольствий. Вместе с Жераром Депардье у Блие снялись его друзья по театральной школе Миу-Миу и Патрик Деваэр. Собственно говоря, в фильме Депардье и Деваэр играли самих себя, какими они были всего несколько лет назад. Их герои, беспринципные и бесшабашные парни, приставали к женщинам, грабили прохожих, творя свои бесчинства легко и непринужденно.
Фильм не оставил никого равнодушным. Его ругали, им восторгались, а для молодежи «Вальсирующие» стали своеобразным манифестом. Естественно, что после такой картины Депардье буквально проснулся знаменитым…
К середине 70-х начал складываться экранный образ Жерара Депардье – молодого, угловатого, обаятельного, но опасного хулигана. Именно в такой манере он предстал перед зрителями в роли боксера Жана в фильме Клода Соте «Венсан, Франсуа, Поль и другие». Таким же был Олмо Далко – крестьянский вожак в картине Бертолуччи «XX век» (вместе с Депардье в этой картине снялся знаменитый Роберт де Ниро).
Очень скоро талант актера стали признавать и на различных кинофестивалях. Первый большой успех – престижную кинематографическую премию Сезар - Депардье принесла роль Бернарда Гранде в мелодраме Франсуа Трюффо «Последнее метро».
В начале 80-х режиссеры «разглядели» комедийный талант Жерара Депардье. В комедии Клода Зиди «Инспектор-разиня» он сыграл преступника Роджера Морзини, легко обманывающего растяпу-полицейского. Не менее интересной работой стала главная роль в экранизации знаменитой пьесы французского комедиографа Мольера «Тартюф», поставленной в 1984 году самим Депардье.
Но настоящий успех актеру в комедийном амплуа принесли совместные работы с неподражаемым Пьером Ришаром. Впервые они вместе появились в комедии Франсиса Вебера «Невезучие». Депардье сыграл там грубоватого и неотесанного частного детектива, а Ришар - непредсказуемого бухгалтера-недотепу. В результате получился феноменальный дуэт, обеспечивший фильму грандиозный успех. Вслед за «Невезучими» последовали картины все того же Вебера - «Папаши» и «Беглецы», завершившие формирование образа Депардье. Он оказался по-настоящему универсальным актером, способным к героическим, интеллектуальным, трагическим и комическим образам. Ничто, при этом, не мешало ему смешивать все амплуа в одном.
К середине 80-х Жерар Депардье уже по праву считался звездой не только французского, но и мирового кинематографа. Особо стоит отметить сотрудничество Депардье с режиссером Блие. Вместе они создали несколько замечательных картин, среди которых вызвавшая скандал на Каннском кинофестивале драма «Вечерний туалет» (1986). В этой картине Депардье сыграл нахального гомосексуалиста Боба, вторгшегося в жизнь тихой семейной пары. Экзотическая жизнь втроем в конце концов привела героев фильма на панель.
Совершенно иным Депардье предстает в другой картине Блие - драме «Слишком красивая для тебя» (Trop belle pour toi). Его герой Бернард, человек состоятельный, неожиданно для всех предпочитает своей аристократичной и божественно прекрасной жене безобразную, невоспитанную, немолодую и безвкусно одетую секретаршу.
Вторая половина 80-х отмечена и другими интересными работами актера. Так за роль комиссара полиции Мангина в фильме Мориса Пиала «Полиция» (1986) Депардье был удостоен приза Венецианского кинофестиваля. А в 1989 году в фильме Клода Зиди «Двое» он сыграл композитора Марка Ламберта, неисправимого бабника, вынужденного ради любви пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Начало 90-х ознаменовалось для Жерара Депардье очередным большим успехом. Речь идет о фильме Жан-Поля Раппно «Сирано де Бержерак», где Депардье сыграл главную роль. Стоит отметить, что критики весьма скептически отнеслись к выбору режиссера. Им казалось, что Депардье совершенно не подходит к этой роли. Но актер, в очередной раз доказал, что ему подвластны самые разные характеры. «Сирано де Бержерак» продемонстрировал еще одну особенность актера. Случайно или нет, но большинство его героев-современников - простоватые, грубоватые, люди. Но стоит Депардье окунуться в историю, как фильм получается глубоко интеллектуальным. Так случилось и с «Сирано», где проблема героя, поэта и солдата заключается совсем не в мешающем любви уродстве, а в его выдающемся интеллекте. Картина получила массу премий, в том числе Оскара за лучшие костюмы, Золотую пальмовую ветвь в Каннах, Золотой глобус, несколько Сезаров. Депардье же был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Канном кинофестивале.
«Сирано де Бержерак» имел грандиозный международный успех, и именно после этой картины Депардье все чаще стали приглашать сниматься в Голливуд. Типаж Депардье отлично подошел для американского кинематографа, а его широкий актерский диапазон позволил сниматься как у режиссеров-комедиографов, так и у режиссеров-интеллектуалов.
Свой комедийный талант Депардье с блеском проявил в лирической комедии Питера Уира «Вид на жительство» («Green Card»), где вместе с ним снялась Энди Макдауэл. За роль Джорджа в этой картине Депардье был удостоен Премии «Золотой глобус», как лучшему актеру.
Не менее громкие удачи у Депардье в эти годы и в европейском кинематографе. В доброй семейной мелодраме французского режиссера Жерара Лаузьера «Мой папа – герой» (1991) он очень тонко сыграл Андре – мужчину, приехавшего на курорт со своей дочерью и вынужденного по ее просьбе скрывать свое отцовство. Да, воспитание дочери – нелегкая штука, и герой Депардье постоянно попадает в нелепые ситуации… Три года спустя Депардье вновь сыграл ту же роль уже в американском варианте этого фильма.
В фейерической комедии Жана-Мари Пуарэ «Между ангелом и бесом» Депардье вместе с Кристианом Клавье создали бесподобно-смешной дуэт, заставляющий зрителей смеяться буквально до слез. А в экранизации всемирно известного романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» Депардье предстал в образе главного героя, явившегося практически с того света, чтобы отомстить своим врагам. Стоит также упомянуть блистательную работу актера в экранизированном комиксе Клода Зиди «Астерикс и Обеликс против Цезаря» (Обеликс), вызвавшем на Западе большой ажиотаж.
За свои достижения в мировом кинематографе Жерар Депардье в 1997 году был удостоен престижнейшего кинематографического приза – «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
Жерар Депардье попробовал себя и на режиссерском поприще. В 1984 году он поставил свою первую картину «Тартюф», экранизировав знаменитую пьесу французского драматурга Мольера. Главную роль в картине Депардье сыграл сам.
Вновь к режиссуре Депардье вернулся спустя 15 лет, сняв в 1999 году драму «Мост между двумя берегами» (здесь он выступил и в качестве продюсера), а в 2006 году вышла его третья картина – «Париж, я люблю тебя». Кроме того, Депардье продюсировал фильмы: «Она прекрасна» (1997), «Чти отца своего» (2002), сериал «Наполеон» (2002) и др.
Последняя крупная драматическая роль актера - в фильме «Натали» (2003) режиссера Энн Фонтен, где его партнершами стали Фанни Ардан и Эмманюэль Беар.
В 2008 году на экраны выйдут сразу несколько картин с участием Жерара Депардье: очередные похождения Астерикса и Обеликса «Астерикс на Олимпийских играх», биографическая лента режиссера Бориса Дамаста «Антонио Вивальди», фантастический триллер Матье Кассовица «Вавилон нашей эры», комедия Фабьена Онтеньенте «Диско», а также комедийная мелодрама российского режиссера Александра Черняева «Все могут короли».
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла