Конец апреля 1986 года. Журналист Александр Журавлёв возвращается домой. Впереди у него выяснение отношений с изменившей женой и встреча с друзьями детства, теперь работающими в некоем Городе Энергетиков. Встреча, однако, не состоится. Один из друзей, оператор АЭС, вскоре погибнет при аварии; да и другому, не щадившему себя врачу «Скорой помощи», тоже остаётся немного. Пока не только масштабы катастрофы, но и сам её факт замалчиваются властями, Журавлёв пытается то отправить семью подальше от опасности, то сам выпрашивает у любовника жены пропуск, чтобы попасть к ликвидаторам.
Другие сюжетные линия фильма - отношения молодожёнов Валерия и Любы, убежавших от гостей с собственной свадьбы и оказавшихся в Зоне; а также трогательная история мальчика, оставшегося в "Городе энергетиков" дожидаться мамы.
Приключения героев проходят на фоне отреконструированных режиссёром событий времён аварии на ЧАЭС: эвакуация населения, первомайская демонстрация.
Осень того же года. Журавлёв занял пост главного редактора своей газеты. Того самого, что некогда рекомендовал ему молчать, не то не зная о случившемся, не то получив приказ "сверху". Жизнь продолжается — с идущей как бы рефреном на протяжении фильма трансляцией велогонки по телевизору и вновь звучащей песней Высоцкого о том, что «всё не так»...
Информация о фильме
Название: Распад
Год выхода: 1990
Жанр: драма
Режиссер: Михаил Беликов
В ролях:
Сергей Шакуров - Александр Журавлёв;
Алексей Серебряков - Валерий, жених Любы;
Марина Могилевская - Люба;
Станислав Станкевич - отец Журавлёва;
Татьяна Кочемасова - Людмила Журавлёва;
Георгий Дрозд - Анатолий Степанович, врач "Скорой помощи";
Алексей Горбунов - Шурик;
Анатолий Грошевой - Игнатий, оператор АЭС;
Никита Булдовский - Колька, сын Игнатия;
Наталия Плахотнюк - Мария, жена Игнатия;
Николай Досенко - Валентин Иванович;
Анатолий Скороход — директор АЭС;
и др.
Фильм снят на рубеже десятилетий, но хорошо передаёт атмосферу 80-х. Он очень жёсткий, на меня произвёл сильное впечатление. Во всей красе показана и тупость начальства, и самоотверженность ликвидаторов (в том числе друзей Журавлёва), и паника среди простого населения. Особенно сильно цепанули два момента: когда колонна автобусов проносилась на большой скорости мимо женщины с коляской и когда Колька остался дожидаться маму в обезлюдевшей Припяти. Пожалуй, что достоинство этого фильма по сравнению с другими фильмами о Чернобыле - то, что он хронологически первый, а потому наиболее близкий по времени к той аварии, точнее воспроизведена атмосфера того времени. Чем позже фильм, тем больше вероятность ляпов. А тут всего 4 года разницы.
П.С. Не знал, что Серебряков водит мотоцикл. Лихо он делал "вилли" на ИЖаке (поднимал на дыбы), да ещё и с пассажиркой!