ПРОТИВОСТОЯНИЕ, "Ленфильм", 1985г.
Остросюжетный детектив, снятый по одноимённой повести Юлиана Семёнова.

Режиссер - Семён Аранович
Автор сценария - Юлиан Семёнов
Оператор - Валерий Федосов
Композитор - Александр Кнайфель
В ролях: Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Наталья Сайко, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория, Александр Филиппенко, Ольга Самошина, Елизавета Никищихина, Талгат Нигматулин, Галина Макарова, Сергей Бехтерев, Станислав Садальский, Алексей Булдаков, Анатолий Сливников, Андрей Смоляков и др.

Сюжет фильма протекает в двух временных линиях: в 1979—1980 годы СССР, на линии фронта и на территории Германии в годы войны. На автодороге между северным городом Нардын и аэропортом обнаружено тело золотоискателя, пропавшего поздней осенью 1979 года. Дело поручено вести следователю по особо важным делам полковнику Костенко (Басилашвили). Сыщики выходят на след главного подозреваемого — таксиста по имени Григорий Меленко. Но чем дальше продвигается дело, тем более запутанным оно становится. Выясняется, что настоящий Милинко погиб на войне. Значит, кто-то украл его имя. По почерку преступления криминалисты из ГДР устанавливают личность преступника. Это избежавший наказания приспешник гитлеровцев Николай Кротов (Болтнев), который в 1941 году из рядов Красной Армии с оружием в руках перешёл на сторону врага, унеся с собой раненого политрука. Кротов прошёл курс подготовки в разведшколе и выполнял задания диверсионно-террористического характера в советском тылу. Дезертировав в 1944 году из немецкой части, оборонявшей Бреслау от наступавших советских войск, Кротов выдает себя за убитого им советского бойца, морского пехотинца Меленко. Изменник родины и в год Олимпиады по прежнему опасен и неуловим. Кротов пытается замести следы, двигаясь по маршруту Нардын — Коканд — Воронежская область — Рига — Смоленск — Сухуми — Адлер. С целью бежать за границу с награбленными ценностями он устраняет одного свидетеля за другим.



Цитата
Эту картину наверняка видели все. Само собой, что вся криминальная, современная часть сюжета фильма была снята максимально близко к той действительности, в которой живут персонажи. Но просто поразительна вся ретроспективная часть фильма, посвященная преступлениям главного злодея фильма, Кротова, и, особенно, его лечению от заикания. Да и глазу неспециалиста почти невозможно обнаружить «швы», которыми «сшиты» хроникальный и игровой киноматериал. Это – высший пилотаж режиссуры. В "Противостоянии" поражает абсолютная, запредельная документальность актерского исполнения.

Цитата
Андрей Болтнев в роли Кротова и Олег Басилашвили в роли его преследователя – поражают совершенно непривычной для кино тех лет абсолютно «нераскрашенной» актерской интонацией. У Арановича и игровое кино (причем, жанровое, детективное) приобретает форму кинодокумента.

Цитата
«Противостояние» — ведь детектив вроде, телевизионный жанр, казалось бы сиди с чашкой чая, да следи за перипетиями... Но, ей-богу, как-то не до чая становится, когда на экране такое... А, собственно, что? Смерть. Не человек тут творит мир по своему образу и подобию, а мир, среда, пространство пожирает его, заставляет его жить по своим законам и в итоге убивает, растворяет, нивелирует, вводит в зону смерти. Причем, перед нами не метафизика, не эстетские навороты, а жесткий, четкий, энергичный реализм...