Джон Траволта (John Travolta)
Будущий известный киноактер
Джон Траволта (
John Travolta) родился 18 февраля 1954 года в Энглвуде (штат Нью-Джерси, США) в большой итало-ирландской семье. Его отец был футболистом, мать - певицей. В детстве Джон учился чечётке у брата знаменитого
Джина Келли (американский танцор, актёр, певец, хореограф, режиссер, продюсер), посещал актерскую студию.
В 16 лет был принят в труппу местного сезонного театра «Саммерсток» для исполнения «ролей без слов», но вскоре стал одним из любимцев публики, а в начале 1970-х нашел место на нью-йоркской сцене. Там он играл одну из ролей в мюзикле
«Бриолин» (Grease). Одновременно дебютировал на телевидении, удачно вписавшись в актерский ансамбль популярных «мыльных опер». Успехи на телевидении и бродвейских подмостках (спектакль
Отель «Ритц», The Ritz) открыли
Траволте дорогу в Голливуд. После череды проб и отказов он, наконец, получил небольшие роли — сначала в мистическом триллере Р.Фуста
«Дьявольский дождь» (The Devil's Rain, 1975), а затем в нашумевшем фильме ужасов Б.Де Палмы
«Кэрри» (Carrie, 1976).
Однако первым крупным успехом Траволта был обязан не кино, а телевидению, именно телесериалу
"С возвращением, Коттер!" (Welcome Back, Kotter, 1975-1979), где актер смог продемонстрировать свои танцевальные и драматические способности в роли вожака «трудных» подростков Винни Барбарино. Этот сериал, шедший в США на протяжении четырех лет, и стал для Траволты столь необходимой прелюдией к его первой звездной роли в кино — в молодежной мелодраме
«Лихорадка субботнего вечера» (Saturday Night Fever, 1977) Д.Бэдхема. Образ
Тони Манеро — скромного тинейджера из Бруклина, который по вечерам преображается в короля дискотеки, ознаменовал собой новую эпоху в молодежной субкультуре: на смену простоволосым и небрежно одетым «детям-цветам» пришел герой эпохи диско — идеально причесанный голубоглазый красавец-брюнет в белом костюме. Фильм стал мировым хитом,
Траволта был номинирован на «Оскар», а классик американского танцевального фильма Ф.Астер назвал его своим преемником.
Несмотря на явную неудачу фильма
«Миг за мигом» (Moment by Moment, 1978), где Траволта также сыграл главную роль, его популярность росла. В 1979 это подтвердила экранизация
«Бриолина» (Grease, 1978) — бродвейского мюзикла, в котором актер когда-то танцевал в массовке. Став законодателем нового стиля на экране,
Траволта преуспел и как певец. Его пластинки вошли в первую десятку американского хит-парада.
Его дальнейшие работы в кино также не позволяли сомневаться в творческих способностях и благосклонности фортуны. Решив несколько сменить амплуа,
Траволта с успехом сыграл в 1980 г. в фильме
«Городской ковбой» (Urban Cowboy, 1980), который дал новую жизнь кантри-музыке. В
«Проколе» (Blow Out, 1981, реж. Б.Де Палма)
Траволта сыграл психологическую роль виртуоза-звукооператора, раскрывающего политическое убийство, а в музыкальной драме
«Оставаясь живым» (
Staying Alive, 1983) вновь вывел на экран Тони Манеро — теперь уже наставника молодых танцоров, талант и упорство которого вознаграждались сольной партией в бродвейском мюзикле. Последний фильм, где партнершей
Траволты стала певица Оливия Ньютон-Джон, также приобрел культовый статус у молодежи.
Однако после этого популярность актера пошла на спад, особенно после того как он вместе с
Сильвестром Сталлонне попытался снять продолжение
«Лихорадки субботнего вечера». Фильмы с его участием становились все более нелепыми, а гонорары актера падали в геометрической прогрессии. Ему не удавалось найти новый тип героя, новое возрастное амплуа. Фильмы
«Двое одного рода» (Two of a Kind, 1983),
«Совершенный» (Perfect, 1985),
«Эксперты» (The Experts, 1989) попросту потерялись в прокатном потоке. Лирическая драма
«Посмотри, кто говорит» (Look Who's Talking, 1989) и два сиквела («Посмотри, кто еще говорит», Look Who's Talking Too, 1990, «Посмотри, кто теперь говорит», Look Who's Talking Now, 1993), хотя и имели кассовый успех, отнюдь не были бенефисом
Траволты, сыгравшего в них роли второго плана. В этот период он стал горячим поклонником (и проповедником) саентологии. В 1991 г. женился на актрисе
Келли Престон, от которой у него двое детей.
Новый, резкий импульс популярности
Траволты был дан ролью Винсента Веги в фильме
К.Тарантино «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction, 1994): флегматичный, лениво-грациозный наркоман-киллер был крайне интересен и как герой американского социального пейзажа, и как автошарж на прежнего кумира эпохи диско. После этой роли актеру наперебой предлагают играть и положительных, и отрицательных героев, а
фильмы с его участием становятся хитами голливудского мейнстрима. В
«Поймать Коротышку» (Get Shorty, 1995) он вновь выступает как мафиози, в
«Сломанной стреле» (The Broken Arrow, 1996) Д.Ву с обаянием и юмором изображает коварного злодея, а в следующем масштабном «фильме действия» того же Ву поочередно «влезает в шкуру» то благородного полицейского, то негодяя-гангстера. На пороге нового столетия актер
стал охотно изображать героев, представляющих собой цвет и основу американского общества (губернатор Джек Стэнтон в
«Основных цветах», Primary Colors, 1998, адвокат Ян Шлихтман в
«Гражданском иске», A Civil Action, 1998, детектив Пол Бреннер в
«Дочери генерала», The General Daughter, 1999).
Картины
«Пароль „Рыба-меч"»(2001),
«Будь круче» (2005) и в особенности саентологическая сага
«Поле битвы: Земля» (2000) — были приняты публикой куда холоднее: в карьере
Траволты явно наметился очередной спад.
Однако
Джон Траволта не останавливается и не опускает руки, он продолжает сниматься. В 2007 году вышли фильмы
«Реальные Кабаны» (Wild Hogs) и
«Лак для волос» (Hairspray), на 2008 запланирована картина
Old Dogs, на 2009 -
Dallas.
Официальный сайт Джона Траволты: http://www.travolta.com/