Вельд (1987)
Режиссер - Назим Туляходжаев
Сценаристы - Назим Туляходжаев, Рэй Брэдбери
Оператор - Алоизас Янчорас
Композитор - Феликс Янов-Яновский
Художник - Сергей Алибеков
Производство - Узбекфильм
Жанр - научная фантастика
Актеры: Юрий Беляев, Нелли Пшенная, Георгий Гегечкори, Тамара Схиртладзе, Генрикас Кураускас, Валентинас Масальскис, Владас Багдонас, Дарюс Палекас, Сигуте Ларионовайте, Дарюс Цицинас, Гитис Падегимас, Кристина Андреяускайте
"Вельд" Назима Туляходжаева - один из самых странных фильмов, какие приходилось видеть, хотя в конце 80-х подобных картин сняли немало. Туляходжаев, талантливый узбекский актер, режиссер, сценарист, а по совместительству еще и художник, уже имел опыт экранизации Брэдбери, и притом успешный: его мультфильм 1984 года "Будет ласковый дождь" побывал на трех международных фестивалях, собрал там все главные призы и был тепло принят зрителями и критиками. Решив не останавливаться на достигнутом, Туляходжаев спустя три года экранизировал "Вельд"... и еще несколько рассказов, включая даже эпизод смерти полковника Фрилея из сборника "Вино из одуванчиков", причем, не стал делать антологию, сплетя рассказы в один сюжет. Результат поистине трудно описать: это надо видеть. На экране предстает странный, жуткий и безгранично тоскливый мир, где на пути электрички вполне могут возникнуть средневековые рыцари в латах, умершие родственники возвращаются, чтобы тут же погибнуть от рук безликих солдат, разъезжающих по городу на бронетранспортере, специальные фирмы по снятию агрессии за большие деньги создадут двойника вашего обидчика, даря вам возможность его убить, а с телеэкранов в реальность прорываются львы, пожирающие людей. Некоторые моменты - такие, как свиноголовый монах, предлагающий рыцарям хлеб с кровавой начинкой, безумец, созерцающий море, или старик, вспахивающий песок деревянным крестом, - вызывают недоумение относительно их трактовки.
"Вельд", конечно, имеет достаточно условное отношение к жанру ужасов; прокатчики и вовсе позиционировали его как детское кино, проигнорировав моменты с трупами, которые волокут по мостовой крючьями, или кровавой лужей, расползающейся из-под двери. Но советские зрители, не избалованные страшными фильмами, восприняли "Вельд" именно как ужастик, в результате чего на сеансы невозможно было попасть: люди всеми правдами и неправдами прорывались на этот фильм - те, кому не хватило кресел, сидели на полу, в проходах. Сейчас "Вельд" практически забыт. Оно и не удивительно: будь он снят сегодня, не имел бы ни малейшего шанса на успех. Странный сюжет, депрессивный визуальный ряд, беспробудная мрачность и отчаяние - все это с вероятностью 99,9% оттолкнет рядового зрителя. Ценитель артхауса, напротив, найдет фильм излишне прямолинейным, бьющим на восприятие (еще в год выхода Туляходжаева обвиняли в подражании Тарковскому). И, тем не менее, фильм прекрасен. Да, далеко не идеален, да, декорации обшарпанные, а спецэффекты - допотопные, но режиссеру удалось главное: уловить ту тонкую, как музыкальная нота, человечную сущность прозы Брэдбери, которую теряют почти все крепкие профессионалы от кино, и бережно донести ее до экрана. И даже банальная идея, что мир людей немногим отличается от африканского вельда, с его жестокими законами выживания, в трактовке Туляходжаева обретает второе дыхание.
© darkermagazine.ru
Постеры:
Сообщение отредактировал bacilla - 28.4.2024, 14:41