мечта идиота
СуперМодератор
Сообщений: 5600
Регистрация: 20.1.2011
Из: Кузбасс
Пользователь №: 9819
Благодарностей: 24791
|
Замри-умри-воскресни!Режиссер: Виталий Каневский Сценарист: Виталий Каневский Оператор: Владимир Брыляков Композитор: Сергей Баневич Художник: Юрий Пашигорев Производство: Ленфильм (Троицкий мост при участии СПиЭФ) Год: 1989 Жанр: драма В ролях: Динара Друкарова, Павел Назаров, Елена Попова, Валерий Ивченко, Вячеслав Бамбушек, Вадим Ермолаев Автобиографическая повесть, события которой происходят в 1947 году в небольшом шахтерском городке Сучан, напоминающем арестантскую зону. Подростки Валерка и Галия живут в одном бараке. Они не столько мечтают о будущей счастливой жизни, сколько просто любят все, к чему привык глаз в этом Богом забытом городишке. Приз "Золотая камера" за лучший дебют (Канны, 1990 г.) В девяностые им восхищались Алексей Герман, Александр Сокуров, Алан Паркер, Филипп Годо, Ингмар Бергман. Сокуров и вовсе говорил, что фильм Каневского — самое сильное впечатление за все годы, которые он отдал «Ленфильму». Но это было в девяностые.
А в 1935 году ни младенец Виталька Каневский, появившийся на свет во владивостокском роддоме, ни его мать, никто на свете не мог даже представить, что за жизнь ждет его впереди.
Самый позабытый режиссер новейшего российского кино взрослел и мужал в Сучане (Партизанском он стал после Даманской трагедии). Кроме рудника в Сучане работы не было, а рудник был адом. Каневский, чуявший не сознанием, но нутром, что, оставшись в шахтерах, он перестанет существовать, не слишком выделялся среди сверстников. Правда, очень любил кино. Говорит, что всегда, сколько себя помнит.
«Однажды в журнале "Советский экран" я прочитал о ВГИКе и впервые узнал, что есть такая профессия — кинорежиссер. Вот и решил, что стану снимать фильмы. В этом же журнале было написано: для того, чтобы во ВГИК поступить, нужно прислать либо экспликацию, либо рассказ про случай из своей жизни. Что такое экспликация, я, конечно, не знал, зато случаев у меня было много. И вот в армейской столовой, нарезав на листы серую бумагу, в которую заворачивают селедку, я написал рассказ о своей жизни на 53 страницах. А внизу приписал: "Подождите, не принимайте меня в режиссеры, я еще не все рассказал"». Но его приняли.
Историй у него действительно хватало. Снятый в 1989 году и вышедший в прокат на год позже (и сразу на зарубежные экраны, что было сравнимо с полетами в космос) фильм «Замри-умри-воскресни!» длится ровно сто минут, но при том гиперреализме, без которого немыслим режиссер Каневский, каждая минута идет едва ли не за год. Грязь, бараки, вонь, безумие, повседневность, обыденность — шахтерский поселок 1947 года.
Каневский не писал сценарии, он просто вспоминал свое детство. Центральная фигура «Замри-умри-воскресни!» — нахал и хулиган Валерка, безотцовщина, шпана и отрезанный ломоть, — это он, Виталька Каневский. Самая лучшая девочка на Земле — Галия — его подружка, навсегда оставшаяся в земле сороковых. «Она меня подталкивала вперед и всему учила. Величайшее счастье — как для ребенка, так и для взрослого человека — верный друг…» — вспоминает Каневский.
Для Каневского жестокость и страдание, которое он показывает на экране, не самоцель и маяк. Свои трагедии он пережил — и на окраине мира в Сучане, и в Великую Отечественную, за решеткой и на зоне. Он не опускает глаза и не заигрывает — ни со зрителем, ни с собой. Человек, чье имя репортеры вдруг начали переводить на десятки языков мира, когда ему уже исполнилось пятьдесят, имеет на это право. На правду, на себя и на свое кино, приз за который на сцену Канн он вышел получать в матроске — у нищего провинциала, так толком и не прижившегося в Ленинграде, просто не было ни одной лишней копейки, а просить у французов было стыдно.
Сообщение отредактировал bacilla - 1.6.2024, 5:53
|