Юрий Зайцев, действительный академический советник
Академии инженерных наук РФ, специально для РИА Новости
23 ноября 1979 г. СССР, США, Франция и Канада подписали соглашение о международной системе поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. КОСПАС (Космическая система поиска и спасения) начала создаваться двумя годами раньше в Советском Союзе как самостоятельная отечественная спутниковая система для обнаружения потерпевших аварию судов и самолетов в любой точке земного шара. В официальных документах система получила название «Надежда», как и обозначение космических аппаратов, составляющих ее орбитальный сегмент.
Практически одновременно в США велись работы по аналогичной системе SARSAT (Search and Rescue Satellite Aided Tracking). По межправительственному соглашению между СССР и США, подписанному в Москве в мае 1977 г. (позднее к этой программе присоединились Франция и Канада), обе системы задумывались как взаимодействующие между собой, что позволило обеспечить их полную совместимость и, в конечном итоге, создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.
Основная научно-техническая идея системы поиска и спасения заключается в использовании нескольких (не менее четырех) космических аппаратов на околополярных орбитах высотой 800-1000 км. На таких орбитах они совершают оборот вокруг земного шара примерно за 100 мин. При этом с них могут постоянно обозреваться участки земной поверхности поперечником порядка 5000 км. Бортовая аппаратура спутников регистрирует сигналы бедствия, передаваемые аварийными радиобуями (АРБ), установленными на судах и самолетах. Радиобуи включаются автоматически при авариях, но могут задействоваться и ручным способом. Принятый спутником сигнал ретранслируется на наземные станции приема и обработки информации (СПОИ). Вычисленные координаты места бедствия передаются в национальные Координационно-вычислительные центры системы и затем - в соответствующие поисково-спасательные службы.
Функционирование КОСПАС-SARSATначалось с запуска 30 июня 1982 года советского спутника «Космос-1383» (другое название — КОСПАС-1).
09 сентября 1982 года одномоторный самолёт Сессна , под управлением пилота по фамилии Зигельхайм и двумя пассажирами на борту, вылетел на поиски другого самолёта, который исчез за семь недель до этого. С собой взяли аварийный радиобуй только что разрекламированной системы КОСПАС- SARSAT ( хотя, по их же словам, не верили, что сработает, в случае чего). На просторах бескрайней Британской Колумбии, над Скалистыми Горами самолёт потерпел аварию и упал на лесистый склон каньона. Люди на борту остались живы, хотя и получили травмы различной степени тяжести. Они смогли активировать аварийный радиобуй. Советский спутник, во время пролёта над Северной Америкой, принял сигнал бедствия и ретранслировал его в канадский центр поиска и спасения.
Первый Случай Спасения Людей При Помощи Спутника
2 : 05 ...одномоторный самолёт упал в 15 милях или 18 километрах от запланированного маршрута полёта. Без точных координат спасателям потребовалось бы очень много дней или даже недель, чтобы обнаружить на заросшем лесом склоне каньона обломки самолёта и пострадавших людей.
11 октября 1982 года, тримаран "Гонзо" был опрокинут гигантской волной во время шторма в Северной Атлантике. Тридцативосьмилетний шкипер и строитель гоночных тримаранов Уолтер Грин вместе с двумя членами его экипажа не растерялись и сохранили хладнокровие. Они открыли аварийный люк в поплавке перевёрнутого тримарана и смогли активировать имевшийся на борту аварийный радиобуй системы КОСПАС-SARSAT. Через некоторое время поисковый самолёт береговой охраны США принял сигнал бедствия, однако не смог определить место, где произошло крушение гоночного парусника. Только пролетавший над Атлантикой советский спутник КОСПАС-1 передал американцам точные координаты опрокинувшегося тримарана. Спустя несколько часов к месту крушения подошли танкер "Калифорния Гетти" и корабль Береговой Охраны США "Вигороус". Экипаж корабля Береговой Охраны и снял людей с поплавка опрокинувшегося парусника, в то время, как танкер своим корпусом "гасил" огромные волны с наветренной стороны.
Согласно официальным данным, через двадцать лет, на 2002 года более 10 000 человек во всём Мире было спасено при возникновении аварийных ситуации с использованием спутниковой системы КОСПАС-SARSAT.