Самым знаменательным событием в мире музыки 1986 года (или в крайнем случае одним из самых
) можно назвать выход в свет, самого знаменитого (на мой взгляд) мюзикла (рок-оперы)
Эндрю Ллойда-Уэббера - Призрак оперы ( Andrew Lloyd Webber - The Phantom of the Opera).
Вот что написано о нем на
www.musicals.ruPhantom of the Opera, The | Призрак оперы (1986) музыка: Аndrew Lloyd-Webber (Эндрю Ллойд-Уэббер)
либретто: Richard Stilgoe & Andrew Lloyd Webber (Ричард Стилгоу & Эндрю Ллойд-Уэббер)
песенные тексты: Charles Hart (Чарльз Харт)
"Призрак Оперы" ("The Phantom of the Opera") — мюзикл, созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру (Gaston Lerou) — по праву считается одним из выдающихся достижений британского музыкального театра 80-х. Для Лондона и Нью-Йорка спектакль "Призрак оперы" является одной из достопримечательностей, обязательным местом паломничества тысяч туристов со всего света. Несмотря на то, что мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой, была неоднократно экранизирована, для многих и многих название "Призрак Оперы" ассоциируется именно с мюзиклом Эндрю Ллойд-Уэббера.
История рождения легенды началась в 1984 году, когда британский композитор Эндрю Ллойд-Уэббер, автор мюзиклов "Иисус Христос — Суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar"), "Эвита" ("Evita"), "Кошки" ("Cats") и др., взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман (Sarah Brightman). За плечами этой исполнительницы была работа в танцевальной группе "Hot Gossip", главная роль в спектакле "Соловей" ("Nightingale") и участие в оригинальном составе мюзикла "Кошки" ("Сats"). В расчете на голос Сары — высокое, чистое сопрано — Ллойд-Уэббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением и стал мюзикл "Призрак Оперы", где Сара Брайтман исполнила одну из главных ролей — роль Кристины Дааэ.
Первоначально предполагалось, что Сара исполнит эту роль в мюзикле "Призрак" ("The Phantom") Кена Хилла (Ken Hill), также по роману Леру. Принять участие в этом спектакле она не смогла, однако идеей очень заинтересовались Ллойд-Уэббер и продюсер Камерон Макинтош (Cameron Mackintosh). Композитор даже планировал стать продюсером "Призрака", но затем решил создать свой собственный мюзикл.
В том же году Эндрю и Камерон посетили японскую премьеру шоу "Кошки" и там случайно встретили Джима Шермана (Jim Sharman) — постановщика, заставившего Лондон сходить с ума по рок-опере "Иисус Христос — Суперзвезда" и заработавшего титул "культовый режиссер" благодаря другой своей работе — "Шоу Рокки Хоррор" ("The Rocky Horror Picture Show").
Шерман посоветовал Эндрю самому продумать сценарий будущего мюзикла и порекомендовал человека, который мог бы написать либретто — Джима Стейнмана (Jim Steinman) — известного композитора и автора песенных текстов, сочинявшего для Мит Лоуфа (Meat Loaf) и Бонни Тайлер (Bonnie Tyler). Однако сотрудничество со Стейманом не сложилось, и место либреттиста оказалось вакантным. Ллойд-Уэббер предложил было это ответственную роль Тиму Райсу, но в то время Райс вынашивал замысел мюзикла о холодной войне ("Chess"), а поступиться своими планами ради другого ни один из них не захотел. Тогда композитор написал письмо Алану Джей Лернеру (Alan J. Lerner) — живому бродвейскому классику, перу которого принадлежали тексты к мюзиклам "Моя прекрасная леди" ("My Fair Lady") и "Жижи" ("Gigi"), с вопросом, не заинтересует ли его подобный проект. Лернер, к огромной радости Ллойд-Уэббера, согласился, однако скоро выяснилось, что либреттист тяжело болен: рак. В результате первые тексты к "Призраку Оперы" были созданы Ричардом Стилгоу (Richard Stilgoe), соавтором Ллойд-Уэббера по мюзиклу "Звездный экспресс" ("Starlight Express"). Композитор остался недоволен результатом — поэтического дарования Стилгоу оказалось недостаточно для такой романтической истории. На помощь пришел Камерон Макинтош. За год до описанных событий он входил в состав жюри конкурса молодых композиторов и либреттистов им. Вивиан Элис, одним из участников которого был Чарльз Харт (Charles Hart). Этот двадцатичетырехлетний начинающий автор не стал лауреатом конкурса, но привлек внимание продюсера и оправдал его ожидания в качестве создателя песенных текстов к мюзиклу "Призрак Оперы".
Кроме Чарльза Харта, в творческой группе была еще одна дебютантка — театральный художник Мария Бьорнсон (Maria Bjornson). Она занималась оформлением оперных и драматических спектаклей с 1971 года, и "Призрак Оперы" стал ее первым мюзиклом. Именно Мария Бьорнсон придумала знаменитую маску, растиражированную по всему миру на кружках, часах, плакатах и другой сувенирной продукции. Кроме того, Бьорсон настояла на том, чтобы пресловутую падающую люстру опускали на зрителей, а не на сцену.
Ставить новый мюзикл Ллойд-Уэббера сначала пригласили Гарольда (Хэла) Принса (Harold Prince), однако из-за разногласий, возникших между Принсом и Макинтошем, его сменил Николас Хитнер (Nicholas Hytner), а затем Тревор Нанн. В результате режиссером все-таки стал Хэл Принс — о чем и мечтал Ллойд-Уэббер, который не сомневался, что именно Принс с присущим ему размахом сможет сделать этот спектакль тем, чем он должен был быть. И здесь чутье не подвело композитора.
Если кандидатуры на роль Кристины даже не обсуждались, то найти исполнителя главной мужской партии — Призрака — оказалось непросто. Сначала эту роль собирались отдать поп-певецу Стиву Хaрли, который снялся вместе с Брайтман в видеоклипе на дуэт "The Phantom Of The Opera", выпущенном для рекламы будущего мюзикла в начале 1986 года. Другим кандидатом был Колм Уилкинсон (Colm Wilkinson) (исполнивший роль Че на концепт-альбоме "Эвиты"), и вполне возможно, что эта роль досталась бы именно ему, но актер получил не менее заманчивое предложение — сыграть Жана Вальжана в мюзикле Шонберга и Бублиля "Отверженные" — и предпочел эту работу. Тем не менее, позднее, на протяжении нескольких лет Уилкинсон успешно исполнял роль Призрака в Торонто.
Однажды Ллойд-Уэббер, забирая супругу от преподавателя по вокалу, услышал пение другого его ученика — Майкла Кроуфорда. Это был именно тот голос, который так долго искал композитор — страстный и в то же время потусторонний. Кроуфорд был известен широкой публике в основном как комедийный актер. Его самой заметной работой 60-х стала роль симпатичного дуралея в киномюзикле "Хелло, Долли!" ("Hello, Dolly!"). В 70-е годы Майкл Кроуфорд работал на телевидении — играл главного героя в популярном телесериале "У некоторых матерей это действительно есть" ("Some Mothers Do 'Ave 'Em") и в театре — в мюзиклах "Билли" ("Billy"), "Барнум" ("Barnum") и др.
Решение отдать роль Призрака Кроуфорду было довольно рискованным, но Ллойд-Уэббер не ошибся в выборе — Майкл Кроуфорд прославил эту партию, так же, как и она его. Роль возлюбленного Кристины, Рауля, в премьерном составе исполнил Стив Бартон (Steve Barton).
Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в театре Ее Величества, в присутствии членов королевской семьи.
. . .
Здесь было описание сюжета.
. . .
Романтическая история с печальным финалом мгновенно завоевала весь мир. Разумеется, не обошлось без критики, особенно в адрес Сары Брайтман, но это мало повлияло на сборы. В 1988 году спектакль прибыл на Бродвей. В связи с постановкой мюзикла в Америке разразился скандал: профсоюз американских актеров "Эквити" был против участия в ней Сары Брайтман, утверждая, что за пределами Великобритании ее никто не знает и что по правилам профсоюза Кристину должна играть американская актриса. На это Ллойд-Уэббер заявил, что в таком случае Бродвей "Призрака" не увидит. "Эквити", представив упущенные прибыли, сдался. Относительно кандидатуры Майкла Кроуфорда разногласий не было, так как он уже был известен в Соединенных Штата по фильму "Хэлло, Долли!". И хотя спектакль осыпали Тони, критики не были единодушны в оценке работы британского композитора. Один из них, Джон Саймон (John Simon), писал, что в "Призраке Оперы" только три слабых места — сценарий, музыка и песенные тексты.
И все же враждебное отношение критики не помешало этому мюзиклу с оглушительным успехом идти в восемнадцати странах мира, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии, Австралии (эта постановка, осуществленная в Мельбурне, благодаря блестящей игре исполнителей главных ролей Марины Прайор (Marina Prior) и Энтони Уорлоу (Anthony Warlow), получила много престижных местных наград) и других странах.
На сегодняшний день "Призрак оперы" — один из самых любимых мюзиклов на всем земном шаре (в 2002 году ему общественным голосованием было присвоена награда Лоуренса Оливье в номинации "самый популярный мюзикл") и один из самых долгоиграющих спектаклей за всю историю музыкального театра — и в Уэст-Энде, и на Бродвее "Призрак Оперы" был сыгран более шести тысяч раз и все еще продолжает собирать полные залы в театрах Ее Величества (Лондон) и Маджестик (Нью-Йорк).
Одно время Ллойд-Уэббер планировал написать сиквел к своему мюзиклу: Рауль с Кристиной живут в Нью-Йорке, у Кристины рождается ребенок от Призрака. Сценарий для продолжения этой истории написал Фредерик Форсайт (Frederic Forsyte), а одну песню из проекта — "The Heart Is Slow To Learn" — исполнила Кири Те Канава (Kiri Te Kanawa) на юбилейном концерте композитора. Сейчас идея сиквела оставлена, а музыку к песне композитор использовал в своем последнем на сегодняшний день мюзикле "Прекрасная игра" ("Beautiful Game").
В 2004 году на мировые экраны вышла экранизация спектакля, осуществленная режиссером Джоэлем Шумахером (Joel Schumacher). На роль Призрака рассматривался Джон Траволта (John Travolta), затем — Антонио Бандерас (Antonio Banderas); на роль Кристины претендовали Марайя Кэрри (Mariah Carey), Кэтрин Зета-Джонс (Catherine Zeta-Jones), Лотти Мэйор (Lotti Mayor) и другие. Наконец, было решено, что Эрика сыграет Джерард Батлер (Gerard Butler), Кристину — Эмми Россам (Emmy Rossum), а Рауля — Патрик Уилсон (Patrick Wilson). Роль Карлотты досталась актрисе Минни Драйвер (Minnie Driver), а мадам Жири сыграла Миранда Ричардсон (Miranda Richardson). Отзывы на картину были самые противоречивые, однако фильм смог завоевать многочисленных поклонников по всему миру.
Авторы: Наталия Аленичева, Наталья Карпова, Светлана Бутовская
Награды:За пятнадцать лет своей жизни на сцене мюзикл "Призрак Оперы" получил 2 награды Лоуренса Оливье, 7 наград Тони (включая награду за "Лучший мюзикл"), 7 наград Драма Деск, 3 награды Outer Critic Circle и одну награду Evening Standard.
Фильмография романа "Призрак Оперы":"Phantom of the Opera, The" (1925), режиссер — Руперт Джулиан (Rupert Julian), в гл. ролях Лон Чейни (Lon Chaney) и Мэри Филбин (Mary Philbin)
"Phantom of the Opera"
(1943), режиссер — Артур Любэн (Arthur Lubin), в гл. ролях Клод Рейнс (Claude Rains) и Сюзанна Фостер (Susanna Foster)
"Phantom of the Opera, The" (1962), режиссер — Теренс Фишер (Terence Fisher), в гл. ролях Герберт Лом (Herbert Lom) и Хитер Сирз (Heather Sears)
"Phantom of the Opera"
(1989), режиссер — Дуайт Эйч Литтл (Dwight H. Little), в гл. ролях Роберд Энглунд (Robert Englund) и Джилл Шолен (Jill Schoelen)
"Fantasma dell'opera, Il"
(1998), режиссер — Дарио Аргенто (Dario Argento), в гл. ролях Джулиан Сэндс (Julian Sands) и Эйжа Аргенто (Asia Argento)
По мотивам романа "Призрак Оперы" были созданы еще четыре мюзикла:"The Phantom of the Opera" либретто и текст песен Кена Хилла (Ken Hill), премьера состоялась в 1991 году
"Phantom"
музыка и текст песен Мори Йистона (Maury Yeston), либретто Артура Копита (Arthur Kopit), премьера состоялась в 1991 году
"Phantom of the Opera" музыка и текст песен Тома Алонсо (Tom Alonso), либретто Майкла Тилфорда (Michael Tilford), премьера состоялась в 1992 году
"Phantom of the Opera"
музыка и текст песен Дэвида Спенсера (David Spencer), либретто Роба Бэррона (Rob Barron), премьера состоялась в 1997 году.
Парижская Опера, построенная архитектором Шарлем Гарнье, представляет собой поистине монументальное сооружение. В здании 2 531 дверь (эти двери отрываются 7б 593 ключами), более 6 миль подземных коридоров, для обогрева здания используется 14 печей, тепло из которых поступает через 450 каминов. Здание занимает площадь в 3 акра и имеет 17 этажей. Несмотря на весь размах, зрительный зал вмещает в себя только 2156 человек.
Но что действительно отличает парижскую Оперу от других оперных театров, так это подводное озеро, вернее резервуар объемом 130, 663 55 футов и глубиной 6 футов, заполненный водой, которую примерно один раз в десять лет выкачивают и заменяют на новую. Когда в 1861 году, на подъеме Второй Империи, началось строительство Оперы, Гранье и его команда, состоящая из более чем ста помощников, обнаружили под широкими парижскими бульварами подземную воду. Они провели почти 8 месяцев выкачивая ее. Чтобы фундамент оставался сухим, Гарнье разработал уникальный двойной фундамент из бетона и кирпича. Когда стало понятно, для устойчивости знание Оперы нуждается в балласте, Гарнье затопил фундамент.
Сообщение отредактировал ANDRON - 8.4.2008, 15:44